Штокман - это борьба интересов

Что только не писали о Штокмановском проекте в последние годы. Кто-то ставил на нем жирный крест, кто-то утверждал, что он будет реализован в ближайшие годы, другие относили сроки начала добычи газа на более отдаленную перспективу. Но однозначно можно сказать, что сотрудничество «Газпрома» с норвежской компанией «Статойл» и французской «Тоталь» ни к чему хорошему не привело. В результате - потраченные полтора миллиарда долларов, упущенные четыре года, которые могли быть использованы более эффективно, утерянные рынки сбыта сжиженного природного газа, разочарование жителей Мурманской области. 

В интервью «Власть с женским характером», опубликованном недавно в «Российской газете», губернатор Марина Ковтун на вопрос, как повлияло на стратегию развития Мурманской области решение о переносе сроков реализации Штокмановского проекта, ответила: «Вы даже не представляете, насколько сильно. Штокман долго был голубой мечтой, главным мостиком в будущее для региона. Жители области много надежд связывали с разработкой этого месторождения. Все перспективные планы развития Кольского края были созданы с опорой на этот проект. Теперь нужно фактически все начинать заново. Ставлю задачу - научиться жить без Штокмана».

Губернатор при этом заявила: «Штокман мы не хороним».

Появились сообщения, что «Газпром» вернулся к обсуждению Штокмановского проекта со своим французским партнером «Тотальь». Глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Тоталь» Кристоф де Маржери договорились подготовить «дорожную карту» с целью подписания нового соглашения по Штокману.

В рамках проекта Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» по заказу «Газпрома» спроектировало морскую вертолетную платформу. Платформа с габаритами 150 на 100 метров, где одновременно смогут находиться до 5 вертолетов и до 100 транзитных пассажиров, предназначена для круглосуточной и круглогодичной эксплуатации в Баренцевом море в течение 40 лет. Она будет промежуточной между морским комплексом добычи и поселком Териберка. Замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов, ранее занимавший пост вице-президента компании-оператора проекта «Штокман Девелопмент», недавно заявил, что разработка технической концепции реализации Штокмановского проекта займет три года. Он отметил, что «Газпром» в настоящее время ведет консультации с заинтересованными сторонами о технологических решениях и других деталях Штокмана.

В декабре прошлого года «Газпром» сообщил, что самостоятельно продолжает реализацию Штокмановского проекта и планирует объявить конкурс по выбору проектировщика завода СПГ мощностью 30 миллионов тонн в год.

27 марта «Газпром» в своей отчетности сообщил, что выкупил долю «Статойла» в «Штокман Девелопмент» (оператор разработки месторождения) за 790 тысяч руб. (25,5 тысячи долларов). С учетом доли, приобретенной обществом ранее, доля «Газпрома» составляет 75 процентов и оценивается в 22,348 миллиарда рублей.

Оптимизма добавили итоги апрельского визита в Нидерланды Владимира Путина, где был подписан в том числе договор между «Газпромом» и компанией «Ройал Датч Шелл» о намерениях по совместной геологоразведке и добыче углеводородов на арктическом шельфе РФ и глубоководных проектах «Шелл» в третьих странах. «Ройал Датч Шелл» имеет огромный опыт работы на шельфе и, хочется надеяться, станет надежным партнером «Газпрома».

Не стоит забывать и о том, что 20 февраля 2013 года президент Владимир Путин утвердил Стратегию развития арктической зоны РФ до 2020 года, в которой описан целый комплекс мер по укреплению позиций России в Арктике. Планы грандиозные: изучить арктический шельф, подготовить ресурсы нефти и газа к освоению и сформировать в Арктике резервный фонд месторождений.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, на котором рассматривалась программа воспроизводства и использования природных ресурсов до 2020 года, заявил о необходимости изучения ресурсной базы арктического шельфа, особенно на фоне интереса к региону со стороны других государств.

В этих условиях, Минприроды РФ предложило направить свыше 3 триллионов рублей до 2020 года на программу воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр. Основной объем финансирования - 2,4 триллиона рублей - должен пойти на разведку углеводородного сырья.

Задача - к 2030 году добиться добычи нефти на шельфе в объеме около 60 миллионов тонн. Но для этого нужно в ближайшие 10-15 лет провести геологоразведку всех арктических морей России. Необходимо создать 254 судна для освоения шельфа общей стоимостью 826 миллиардов рублей. Речь идет о 34 платформах, 27 научных кораблях, 35 танкерах, 23 газовозах, 20 ледоколах, 90 судах обеспечения и 25 - для монтажных и подводных работ.

А что же наши западные соседи? Норвежская компания «Статойл» продолжает дискуссии с «Газпромом» по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. Об этом на конференции Института Адама Смита в Москве только что сообщил глава «Статойла» в России Ян Хельге Скоген. По его словам, компания надеется найти коммерчески выгодное решение по проекту. Известно, что в марте вице-президент «Статойла» Али Маджид сообщил, что «Газпром» и «Статойл» в настоящее время обсуждают выбор оптимального варианта технического освоения проекта. Он также отметил, что компания готова подумать об использовании плавучего завода по производству сжиженного природного газа. По словам Маджида, рассматриваются два альтернативных варианта освоения Штокмана - подводное с транспортом до берега и подводное с мелководной платформой для компримирования.

«Статойл» для реализации Штокмановского проекта предлагает новые технологические решения, в частности, построить пятисотметровую добычную платформу, на которой расположится завод по сжижению газа.

- Мы заинтересованы в том, чтобы вернуться в Штокман. Но это предполагает новые концепции развития, а также улучшение условий для оффшорных проектов и для иностранных компаний в России. Мы ведем диалог с «Газпромом» о различных технологических решениях, но мы не хотим обсуждать это в СМИ, - говорит пресс-секретарь компании «Статойл» Борд Глад Педерсен. Он подтвердил, что «Статойл» не хочет, чтобы одновременно на Штокмановском месторождении строились установки и для трубопроводного газа, и для СПГ.

С одной стороны, плавучий СПГ-завод можно перемещать на другие газовые месторождения или в другие регионы, если того требуют технические или экономические условия.

Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Опыта по строительству подобных заводов в мире практически нет. Лишь одна подобная установка для работы на шельфе Австралии строится по заказу компании «Шелл». Для разработки проекта потребуются годы. Естественно, эта платформа будет строиться не в России, а значит, своими заказами и рабочими местами «Газпрому» придется обеспечивать не отечественные заводы, а иностранные. Естественно, никто, и это подтвердил опыт четырехлетнего сотрудничества «Газпрома» со «Статойлом» и «Тоталь», новейших технологий и оборудования нам не передаст. Без заказов останутся отечественные сталелитейные и трубопрокатные заводы, которые готовы к выпуску труб для подводных трубопроводов, наши НИИ и КБ, машиностроительные и судостроительные заводы.

Можно будет поставить крест и на перспективах газификации Мурманской области.

Норвегия же, предложив такой вариант добычи газа со Штокмана, получит еще несколько лет передышки для завоевания рынков в Западной Европе, где она конкурирует по поставкам газа с «Газпромом», проведет геологоразведку на шельфе Баренцева моря и благополучно начнет добычу нефти и газа с использованием уже имеющихся у нее технологий.

Ведь еще 9 января «Статойл» заявил о капиталовложениях на 2013-2014 годы в 5,7 миллиарда долларов в освоение соседнего с российским Штокманом месторождения "Ааста Хастин". Эти и примыкающие норвежские ресурсы сопоставимы со штокмановскими. Также «Статойл» подписал норвежско-исландское соглашение о совместном освоении приарктического шельфа Исландии и норвежского острова Ян-Майен: в этом регионе газовые ресурсы оцениваются в 600 миллиардов кубометров.

А России и «Газпрому» тем временем предлагается корпеть над проектом строительства гигантской платформы, упуская время и возможности для развития своей промышленности.

Фото: Barentsobserver.com

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи