Арктика — территория диалога

4 сентября, 09:35 Комментариев: 0

Источник: russia-today.ru

Корреспондент журнала "Российская Федерация сегодня" побеседовал со специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артуром Чилингаровым. Основной темой разговора с известным ученым-полярником стала ситуация в Арктике и почему сегодня такой большой интерес проявляется в различных странах к этому суровому и труднодоступному краю. 

 

— Ни для кого сегодня не секрет: по­лярные области нашей планеты — уникальные кладовые природных бо­гатств. Многие ученые, экономисты, да и политики все чаще обращают взоры на Север. Ведь в арктическом шельфе, согласно последним исследованиям, кроются уникальные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других полезных ископаемых.
К тому же Северный Ледовитый океан — это не только место сопри­косновения и пересечения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной войны» через Арктику про­ходили кратчайшие пути между двумя сверхдержавами — СССР и США. Этот регион в ту пору был одним из наибо­лее милитаризованных пространств в мире. В нем размещались авиацион­ные и ракетные базы, отряды морских судов и подводных лодок противосто­явших друг другу сверхдержав.
Сейчас положение меняется, от прежнего противостояния мы перехо­дим к мирному взаимодействию и со­трудничеству. Появилась уникальная возможность объединить усилия мно­гих стран для освоения этого потенци­ально очень богатого края. Напомню, что Северный Ледовитый океан омы­вает берега пяти «приарктических» стран — России, США, Канады, Дании и Норвегии. Огромное значение для ос­воения Арктики играет Северный мор­ской путь, проложенный вдоль россий­ской береговой линии длиною в 5 600 километров. Он позволил соединить многие европейские и дальневосточ­ные порты. Это главная судоходная ма­гистраль нашей страны в Арктике.
 
— Артур Николаевич, заметная активизация России в изучении и освоении природных богатств Арктической зоны вызывает, скажем мягко, неоднозначную реакцию со стороны других го­сударств этого региона. Чем, на ваш взгляд, это вызвано?
— Весьма часто в средствах массовой информации, да и в научной литературе можно встретить заявления об обострении конкуренции из-за освоения сырьевых ресурсов Арктики, в том числе и океанического шельфа. Одна­ко это не совсем так. Дело в том, что вся территория Арктической зоны на основе международного права разде­лена между пятью названными выше государствами. Поэтому практически никакой официальной конкурентной борьбы нет.
Другое дело, что многие страны, в том числе и расположенные далеко от Северного Ледовитого океана, пыта­ются принять участие в разработке ме­сторождений нашего полярного шель­фа. Новейшие и довольно мощные научно-исследовательские ледоходы построены в Южной Корее и Китае. Очевидно, что эти страны собираются их использовать не для прогулок к Се­верному полюсу, а в более прагматиче­ских целях.
 
— Научное изучение Арктики, защита ее экологии, решение со­циальных проблем населения, а также коммерческая эксплуата­ция природных ресурсов края, без­условно, требуют больших ма­териальных затрат. Чем в реше­нии этих проблем может помочь международная интеграция?
—К сожалению, следует признать, что арктический шельф, принадлежа­щий России, изучен в десятки раз ху­же, чем шельфы других арктических государств. Основная причина — чрез­вычайно сложные ледовые условия российского Севера. Наша часть ар­ктического шельфа практически вся покрыта льдом.
Проблема освоения арктического континентального шельфа тесно связа­на с определением его внешних границ. Согласно Конвенции ООН по морско­му праву 1982 года, каждая из приарктических стран проводит работы по определению этих границ. В следую­щем году мы должны представить на­ши материалы в ООН. Если нам удастся доказать, что строение морского дна в этом районе океана, особенно это ка­сается подводных хребтов Ломоносо­ва и Менделеева, состоит из коренных пород, которыми сложена Сибирская платформа, то мы можем претендовать на то, чтобы этот регион перешел под юрисдикцию Российской Федерации.
 
— Вы упомянули Конвенцию ООН по морскому праву. Не про­тиворечат ли положения этого международного документа на­шему действующему законода­тельству?
— Отнюдь нет. Режим морских про­странств строго регламентирован при­нятыми международными документа­ми, и прежде всего Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Все го­сударства, подписавшие ее, отмечают универсальный характер этого доку­мента и его фундаментальное значе­ние для поддержания глобального ми­ра и безопасности. Данный документ определяет режим использования Ми­рового океана, в том числе его поляр­ных зон, в общих интересах.
Очень важно, что установлена пре­дельно допустимая ширина террито­риального моря — 12 морских миль, а также подтверждено право мирного прохода иностранных судов через эту зону. К сожалению, некоторые журна­листы, занимающиеся этой проблема­тикой, смешивают понятия «террито­риальное море» и «исключительная экономическая зона». Их необходимо четко различать. Так, если территори­альное море является составной частью государства и на него распространяет­ся государственный суверенитет, то ис­ключительная экономическая зона, как и континентальный шельф, не входят в состав государственной территории. И каждая страна имеет здесь суверенные права и юриспруденцию в строго опре­деленных целях и пределах, установ­ленных вышеназванной Конвенцией.
Эти положения закреплены и в Конституции России. В ней, в частно­сти, указывается, что наша страна «об­ладает суверенными правами и осу­ществляет юрисдикцию на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне». Речь здесь идет о разведке и разработке природных богатств, таких, как нефть, газ и дру­гие, а также о лове рыбы, краба и ис­пользовании других даров моря в пре­делах 200-мильной зоны. В нее входит и территориальное море.
В настоящее время действуют до­статочно жесткое национальное за­конодательство и практика приарктических государств. Ведь все заинтере­сованы в охране природных ресурсов своих исключительных экономиче­ских зон и континентального шельфа. В России с этой целью приняты Феде­ральные законы «О внутренних мор­ских водах, территориальном море и прилежащей зоне» (1998 г.), «Об ис­ключительной экономической зоне» (1998 г.), «О континентальном шель­фе» (1995 г.), «О государственной границе» (1993 г.). Они, в частности, предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иную про­тивоправную деятельность.
Сейчас широко обсуждается подго­товленный правительством законопро­ект «Об Арктической зоне Российской Федерации». В нем, в частности, пред­полагается создание единого федераль­ного органа по координации реали­зации всех программ и мероприятий, направленных на социально-экономи­ческое развитие Российского Севера. Кроме того, должны быть более четко определены границы Арктической зо­ны, субъекты РФ и муниципальные объединения, входящие в нее.
 
— В сентябре в Салехарде прой­дет III Международный форум «Арктика — территория диа­лога». В повестке дня на первом месте стоят вопросы защиты экологии региона. Почему такое пристальное внимание именно к этой тематике?
— Дело в том, что полярные области при всей суровости их природы весьма уязвимы с экологиче­ской точки зрения и в то же время игра­ют чрезвычайно важную роль в фор­мировании биосферы Земли, включая определяющее влияние на изменения планетарного климата, глобальные геофизические и биологические про­цессы. Горючее и отходы человеческой жизнедеятельности, попадая в аркти­ческие воды и льды, из-за замедления химического и биологического разло­жения при низких температурах сохра­няются там несколько десятилетий.
К великому сожалению, в прошлом при проведении исследовательских работ и освоении арктических регио­нов не очень-то обращали внимание на экологию. В 90-х годах прошлого столетия, когда интерес к полярной зоне упал до нуля, тысячи тонн горю­чего вместе с металлической тарой там просто бросили. Министерство обо­роны свернуло свои базы и аэродро­мы. Средств на утилизацию отходов не нашлось. Все это не могло не оказать разрушающее влияние на климат и природу края. Достаточно сказать, что уровень загрязнения там в шесть раз превышает допустимые нормативы.
Не случайно Президент Владимир Путин, побывав на Земле Франца-Ио­сифа, дал указание принять меры для очистки арктического побережья. Ра­боты в этом направлении начаты, но, к сожалению, ведутся не очень активно, поскольку весьма затратные.
Объединение усилий всех арктиче­ских государств по сохранению эколо­гии полярных регионов — задача очень актуальная. Поэтому именно этой про­блеме посвящен предстоящий III Меж­дународный форум «Арктика — терри­тория диалога». Место его проведения Салехард — административный центр Ямало-Ненецкого автономного окру­га — выбран не случайно. Именно он в последние годы превратился в центр решения многих экологических и со­циальных проблем этого края.
Сейчас Русское географическое общество, которое спонсируется ря­дом крупных коммерческих структур, выделяет гранты на проведение эко­логических работ. В них участвуют «Роснефть», «Газпром» и другие по­добные корпорации. Министерство природных ресурсов и экологии также расширяет бюджетное финансирова­ние природоохранных мероприятий в Арктической зоне. Прежде всего, они направлены на ликвидацию свалок и рекультивацию почвы. Международ­ное сотрудничество в этой области по­ка ограничивается научными исследо­ваниями и обменом опытом. Мы стре­мимся к тому, чтобы оно больше пере­ходило в практическое взаимодей­ствие. А для этого требуется широкий диалог всех заинтересованных сторон.
Напомню, что в 1996 году был соз­дан Арктический совет восьми госу­дарств — Дания, Исландия, Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия. Вопросы сохранения окружающей среды — одни из важней­ших, которые обсуждаются на его за­седаниях. В мае 2008 года министры иностранных дел Дании, США, Кана­ды и Норвегии приняли в Илуллисате (Гренландия) Декларацию, подтверж­дающую их приверженность действу­ющим международным договорам, которые регламентируют поведение вышеназванных стран в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специального правово­го режима для Северного Ледовитого океана». Тем самым арктические го­сударства подтвердили особую ответ­ственность и способность обеспечи­вать эффективные механизмы мони­торинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и по­ложений международного права.
Конечно, освоение природных бо­гатств Севера ставит сегодня целый ряд сложных геополитических, право­вых, экономических и экологических вопросов. Для их решения необходим совместный поиск взаимоприемлемых подходов и компромиссов между инте­ресами приарктических государств и всего мирового сообщества.
 
— В марте прошлого года Совет Федерации одобрил Договор Рос­сии с Норвегией о разграничении морских пространств и сотруд­ничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В результате нашим соседям ото­шел значительный регион, по мнению специалистов, весьма богатый природными ресурсами, в частности, нефтью и газом. Что от этого получила Россия?
 Прежде всего, урегулирован дав­ний территориальный спор между на­шими двумя государствами, который продолжался с семидесятых годов прошлого столетия. Окончена необъ­явленная «рыбная война» в так назы­ваемой «серой» зоне. В соответствии с ним спорная акватория площадью в 175 тысяч квадратных километров поделена на две равные части. Усло­вия сотрудничества в области рыбо­ловства предусматривают сохранение механизма совместного регулирова­ния рыбного промысла в Баренцевом море. Определены также принципы взаимодействия в освоении разведан­ных запасов нефти и газа. Например, месторождения, которые пересекает линия разграничения, могут эксплу­атироваться только на основании со­глашения как единое целое.
Вышеназванный договор важен также в контексте установления внеш­ней границы континентального шель­фа России в этом регионе. Он позво­ляет нашим странам после тридцати­летнего моратория беспрепятственно осваивать газо-нефтеносные место­рождения Баренцева моря и Северно­го Ледовитого океана. Практика пока­зывает, что для их разведки и рацио­нального использования необходимы взаимопонимание и диалог, а не кон­фронтация и противостояние.
Какую роль играет реализация Стратегии развития Ар­ктической зоны России до 2020 года для освоения природных бо­гатств этого края и обеспечения безопасности наших северных границ?
—Значение принятия этого доку­мента трудно переоценить. 20 февра­ля этого года Президент РФ Владимир Путин утвердил стратегический план по развитию Арктической зоны. В числе задач, намеченных в нем, прио­ритетное место занимает комплексное освоение региона, создание там совре­менной информационной и телеком­муникационной инфраструктуры, а также обеспечение его экологической безопасности. Кроме того, предпола­гается уделить внимание защите и ох­ране государственной границы аркти­ческих территорий России, решению ряда оборонных вопросов.
Сегодня Северный флот России — мощнейший из военно-морских со­единений страны. На его вооружении современные торпедные и ракетные субмарины, противолодочная, осна­щенная ракетами авиация, противоло­дочные корабли и авианосцы. Не име­ют аналогов в мире и атомные крейсе­ра Северного флота во главе с флагма­ном — тяжелым ракетным крейсером «Петр Великий». К 2015 году Минобо­роны планирует создать несколько ар­ктических бригад Сухопутных войск, которые пройдут специальную подго­товку и будут оснащены вооружением и техникой, соответствующей постав­ленным перед ними задачам — защиты полярных рубежей нашей Родины.
Именно в Арктической зоне, гово­рится в Стратегии, предстоит разведать месторождения полезных ископаемых, которые должны стать новым перспек­тивным резервом нашего государства к моменту неизбежного истощения их ис­точников в районах традиционного ос­воения. Реализация долгосрочного пла­на развития этого края разделена на два этапа. Первый — до 2015 года, в течение которого предстоит провести в регионе масштабные геологические и сейсмиче­ские исследования, а также развернуть в Арктике службы экологического и аварийно-спасательного мониторинга, создать структуру береговой охраны. На втором этапе планируется добить­ся реальной экономической выгоды от разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых, а также полно­стью обновить техническое оснащение Северного морского пути.
Координацию работ по реализации данных перспективных планов будет осуществлять специальный государ­ственный орган, сформированный для этих целей федеральными властями, либо официальное лицо, уполномо­ченное Президентом РФ. Искренне надеюсь, что реализация Стратегии развития Арктической зоны России в корне преобразит этот богатейший край нашей страны, сделает его еще более прекрасным и благоприятным для жизнедеятельности человека.
Беседовал Александр СУХОПАРОВ 
Фото: er.ru

 

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи