«Об Арктической зоне Российской Федерации»

8 февраля, 12:50 Комментариев: 0

Источник: «Мурманский вестник»

Валерий ЯЗЕВ, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

   

- Актуальность проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» бесспорна в связи с массовым выходом России на шельф арктических морей и освоением Арктики. Причем важны не только экономический и социальный аспекты, но и политический. Для Мурманской области, как и для Ненецкого автономного округа или любого другого из арктических регионов, законопроект чрезвычайно важен, так как предусматривает в том числе особый порядок участия федерального бюджета в экономическом развитии субъектов, входящих в Арктическую зону. Быть может, подробно комментировать его пока рановато - законопроект еще не внесен в Госдуму, более того, непонятна его окончательная концепция. Не следует ожидать, что все вопросы, которые мы обсуждаем в связи с задачей освоения Арктики, будут в нем оговорены. В частности, в соответствии с действующим законодательством в этом законе не может быть налоговых вопросов - они регулируются Налоговым кодексом. Это, очевидно, будет рамочный закон непрямого действия, наполненный отсылочными нормами к смежному законодательству. Но он, безусловно, необходим, и чем скорее будет принят, тем лучше.


Валентина ПИВНЕНКО, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока:


- Закон об Арктической зоне имеет давнюю историю - больше 10 лет. То, что он не разрабатывался до сей поры, видимо, связано с особой сложностью этой темы, которая требует не только юридического оформления, но и реальных, конкретных мер, чтобы выполнить поручения президента и правительства, а также инициативы северных регионов, которые требуют затрат, в том числе и финансовых.


 Рабочая группа сейчас рассматривает варианты разработчиков - их сегодня появилось два, и оба они еще достаточно сырые. Проект закона пока не внесен в Госдуму и проходит процедуру предварительного рассмотрения материалов до представления в правительство и затем в орган законодательной власти. Скажем так: работа пока в стадии формирования концепции. Но законопроект должен быть составлен до конца первого полугодия. Я уверена, что интерес к нему очень большой, обсуждение проекта закона должно проходить с участием и с учетом мнения представителей всех регионов, имеющих прямое отношение к Арктике, в том числе и Мурманской области.


Заложенная в техническом задании идея и тот рабочий вариант, который был представлен нашему комитету, предусматривают определенные дополнительные преференции регионам: финансовые, кредитные, развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, поддержку Северного морского пути, госзаказы по обновлению флота. Все это даст дополнительные рабочие места и в конечном счете обеспечит поддержку людей, которые проживают и работают здесь.


Олег НИЛОВ, член комитета Государственной думы по транспорту:


- Сложно сказать, что единичный закон может решить стратегическую проблему возвращения России к задаче освоения Арктики в целом и Северного морского пути. Не впервые она звучит в планах, но сегодня гораздо больше аргументации и мотивации по продвижению этой задачи. Они исходят из очевидных планов России по освоению Арктики, северных пространств, природных богатств и транспортных возможностей. Первая задача, которая, на мой взгляд, является главным мотивирующим фактором, - это прокладка дорог к местам последующей разработки природных богатств и территорий. Это приведет в ближайшее время к законодательному и управленческому решению. Развивать транспортный путь, который может создать некую замену переброске гигантских грузовых потоков из Европы в Америку и Азию, - да, это тоже чрезвычайно интересно. Но не все, что выгодно экономически, выгодно политически. Как и с нашими газотранспортными потоками, здесь все очень непросто. Что же касается Арктики, я думаю, поставленные цели и задачи, если будет политическая воля, выполнимы. Мощное освоение территорий Севера и огромных месторождений, которые еще надо разведать, нуждается в транспортном обеспечении. Убежден, альтернативы Севморпути нет.


Марина ОРГЕЕВА, председатель ПАСЗР, спикер Калининградской областной думы:


- Обсуждение, которое проходит сейчас закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», - показатель того, что есть возможность учесть как интересы самих жителей регионов в части социального развития мест их проживания, так и интересы Российской Федерации в целом, это даст возможность при внесении законопроекта учесть многие предложения. Сейчас аппаратом Госдумы и Совета Федерации разработан примерный порядок продвижения законодательных инициатив через совет законодателей, который позволяет инициативам не затеряться и дает нашей ассоциации возможность принимать участие в их продвижении. Думаю, в итоге многие нормативные документы будут включены в единый закон.


Василий ШАМБИР, председатель Мурманской областной думы:


- Мы настаиваем, чтобы, прежде чем законопроект попадет в Госдуму, он был рассмотрен в нулевом чтении на уровне субъектов Арктической зоны, где будет учтено социально-экономическое, инфраструктурное развитие регионов и так далее. Все, кто примет участие в обсуждении закона, смогут внести свои инициативы, и мы используем ресурс ассоциации, которая имеет безусловный вес. Будем инициативы продвигать на верхние площадки - на уровень обеих палат Федерального Собрания. В законе будут определены все важные моменты как геополитического развития страны, так и социально-экономического развития региона, нельзя федеральному законодательству игнорировать чаяния и проблемы жителей Арктической зоны.


Виталий ФОРТЫГИН, председатель Архангельского областного собрания депутатов:


- Очень важно, что есть вариант проекта закона об Арктической зоне Российской Федерации, в котором отражены основные направления развития этой территории: начиная от трудовых гарантий и завершая вопросами экологической безопасности.


В состав Арктической зоны в соответствии с этим документом входит большая часть территории Архангельской области. Наш регион всегда был «кузницей кадров» для изучения арктических просторов - крупнейшим транспортным и судостроительным узлом, научным центром. Среди основных положений законопроекта, которые позволят нам сохранить наши арктические традиции, я бы выделил решение вопросов дефицита трудовых ресурсов и привлечения молодежи, обеспечения жильем, госзаказ на поставку топлива, нефти, нефтепродуктов, продовольствия и другой продукции в Арктическую зону. Безусловно, важными являются нормы проекта о поддержке инвестиционной и научной деятельности, обязательной государственной экологической экспертизе документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.


Игорь КОВЗЕЛЬ, председатель Государственного совета Республики Коми:


- В ходе работы над законом в первую очередь нужно учитывать интересы жителей северных территорий. Безусловно, сегодня необходимо на федеральном уровне определиться со стратегией развития Севера России, утвердить границы Арктической зоны и особенности государственного регулирования ее экономики. В то же время нужно уйти от задачи любой ценой освоить топливные и сырьевые ресурсы. Главным ориентиром при разработке закона об Арктике должно стать создание благоприятных социально-экономических условий для жизни самих северян, в том числе сохранение традиционного уклада коренных жителей и защита окружающей среды. 

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи