Золотая Баба: а что же мы ищем?

19 октября, 16:41 Комментариев: 0

Источник: Не указан

Прежде чем задаться вопросом, в какую «дыру» можно спрятать это сокровище, Золотую бабу, и, соответственно, где её искать, надо понять, что мы ищем? Каковы размеры статуи, и сколько она весит? Вторую часть вопроса можно сформулировать и по-другому: из чего она была сделана?

Размеры у статуи в разных свидетельствах указывались разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до — «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать 3 тонн. Транспортировать такое по бездорожью, болотам и тайге практически нереально. Большинство исследователей предполагали, что статуя, конечно же, золотая. Но не все считали, что божество изготовлено из золота. Некоторые думали, что статуя только покрыта золотом, но основа — деревянная.

И.Н. Смирнов называл её коми-пермяцким божеством, М.Л. Лебедев — коми-зырянским, Н.С. Трубецкой — вогульской богиней Куалтысь, А.Н. Соболевский видел в Золотой бабе влияние культа древнеиндийского божества подземного мира Иомы. Близкую мысль можно найти у В.Л. Михова, признававшего Золотую бабу глиняной позолоченной статуей Мадонны, завезённой на север русскими.

В 1578 году итальянец А.Гваньини в «Описании Европейской Сарматии» написал: «В этой Обдорской области около устья реки Оби находится некий древний истукан, высеченный из камня, который москвитяне называют Золотой бабой. Это подобие старой женщины, держащей ребёнка на руках и подле себя имеющую другого ребёнка, которого называют её внуком. Этому истукану обдорцы, угричи, вогуличи, а также и другие соседние племена воздают культ почитания, жертвуют идолу самые дорогие и высокоценные собольи меха… закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот и глаза и прочие члены изображения. Сырые же внутренности жертвы пожирают, и во время жертвоприношения колдун вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же (странно сказать) обычно даёт вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел».

Да, всё гораздо проще, считал А.Баков. В статье «Христианская история Урала» он сообщает следующее: «Когда угры, предки венгров, переселились в Паннонию, то им явилось чудо. В День Рождества Христова пошёл ледяной град и образовал фигуру девы, держащую младенца в венце. Затем изображение младенца начало постепенно уменьшаться и ко Дню Обрезания Иисуса совсем растаяло. Образ же Богоматери, казалось, сделанной изо льда, не удалось растопить даже на костре. И тогда всё воинство угорское обратилось в христианство. Образ же Богоматери был отвезён на Урал. У ног его возносили первые уральские христиане молитву Господу, Богородице, святым и ангелам. Язычники же поклонялись самому образу и прозвали его Золотой бабой…» Прямо, Снегурочка тут вырисовывается…

А уфологии продолжают гнуть свою линию. Золотая баба, утверждают они, изготовлена из металлических сплавов, которые не имеют аналогов в земной металлургии.

Такое ощущение, что каждый видел в статуе что-то свое, ощущал в ней олицетворение именно своего божества или самых светлых начал. Но какое же именно божество олицетворяет Золотая Баба?

Её почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье — местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака. В 1583 году после взятия остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит;, а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни»…  Через некоторое время, исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются.

Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы М.П. Алексеев считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны;, а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». Он предположил в своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей», что Золотая Баба — это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуань Инь — богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы. Иконография Гуань Инь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

Версия Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба — это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуань Инь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуань Инь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

Возражение М.Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей», М.Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села, и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским Богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. А Сибирская летопись свидетельствовала, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения. То есть, не получилось ли так, что русские не признали свой собственный почитаемый образ после того, как он был трактован племенами манси?..

Известный русский этнограф, князь Н.С. Трубецкой считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) — жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого…  Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия Гуань Инь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению») Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды.

Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати — Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине — индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.

Русский этнограф, князь Николай Трубецкой считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) — жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Интересно, что в Коми-фольклоре не обнаружено ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве Золотой Бабе, или, по-коми, Зарни Ань. Может быть, говорить о ней всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель Михаил Лебедев в исторических очерках о Перми Великой писал, что «некоторые исследователи религиозной жизни Коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже самое название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».

Близки по значению к Золотой Бабе удмуртская богиня Кылдысин и мансийская Калтась. По легендам — это великие матери-прародительницы. От них пошло всё живое на земле, да и сами земля и небо. Космогонические мифы Коми сообщают, что Зарни Инь (Золотая баба) является прародительницей Ена (божество верхнего мира) и Куля (божество нижнего мира), иногда Солнца и Луны. Часто рядом с Золотой бабой изображались сын и внук или, в крайнем случае, сын и муж. И об этом тоже можно узнать в мифах. У Ена был сын Войпель, один из самых почитаемых богов Коми. По одной из легенд Войпель (Пера) взял в жены Заринь (по коми «зарни» — золото, а «инь» — женщина), и от этого брака пошёл Коми народ. Если рядом с Золотой бабой изображались Ен и Войпель, то, с одной стороны, это сын и внук, а с другой — сын и муж. Нет ничего удивительного в том, что легенды о Золотой бабе связывали и, с коми, и с угорскими народами. Когда-то в далёком прошлом это был единый народ или родственные народы, и самый древний миф о сотворении мира (земли, неба и всего живого) должен быть у них одинаков. Что и есть на самом деле.

 

Продолжение следует…


Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи