Что известно об «истории жизни» Золотой Бабы на территории России?

7 ноября, 15:44 Комментариев: 0

Источник: Не указан

В 410 году н.э., если верить повествованию историка Ю.Лэта и его версии с уграми, золотая статуя была вывезена завоевателями из Рима в северном направлении. Если Золотая Баба - родом из Древнего Рима, тогда получается, что "страна новой прописки" этой статуи, Россия, по праву может еще и по этой причине именоваться Третьим Римом... Хотя некоторые ученые предполагают, что Золотой Бабой могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую христиане завезли в Пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь и была выкрадена во время набега вогулов на один из христианских храмов...

В IX-XII веках, как пишет исследователь Т.Самойлова, появляются первые упоминания о загадочной Золотой Бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет — с 800-х по 1100-е — каждое столетие совершать набеги на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Однако им каждый раз приходилось возвращаться без добычи — местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины, за несколько столетий, Золотая баба перекочевала за Урал...

В 1023 году викинги, которых вёл знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию (на Белое море и Северную Двину). На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями; чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй. Вот именно эти дары Богине не давали покоя алчным разбойникам, не говоря уже о том, что сама Богиня была, по легендам, сделанным из золота изваянием в человеческий рост, что, в не меньшей мере, волновало умы охотников за удачей.

В 1398 году в Новгородской летописи встречается самое древнее известное упоминание о загадочной Золотой Бабе. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который до самой смерти ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

Сообщает о Золотой Бабе и новгородская повесть "О человецех незнаемых в полунощных странах". Там рассказывается, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на собаках и оленях и поклоняются дереву, красному знамени (?), камню иссечённому, Золотой бабе. В ХIV веке идол уже был на Вычегде, но как он выглядел - летописцы, вероятно, не сочли нужным сообщить.

В 1480 году интерес к неведомой Югре (стране угров) возник в Западной Европе благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры — предки современных венгров — участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. Помпоний пишет: "На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам". Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба — это будто бы статуя Юноны.

В 1501 году митрополит Симон в послании Великопермскому князю Матвею Михайловичу и всем пермичам, людям большим и меньшим, упрекает их в том, что они поклоняются Золотой бабе и Войпелю болвану. Выходит, с Вычегды идол переместился в Верхнее Прикамье? В 1510 году в послании митрополита Симона пермякам упоминалось о продолжающемся злостном поклонении местных племен «Золотому Идолу».

В 1517 году поляк М.Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях» писал: "За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба... Соседние племена весьма чтят его и поклоняются ему".

В ХVI-ХVII веках в западноевропейской литературе рассказы о Золотой бабе приобрели большую известность. Редкий автор, говоря о Московии, не упоминал о ней. О Золотой реликвии писали многие иностранные ученые: Алессандро Гваньини, Герард Миллер, Джильс Флетчер и другие...

В 1549 году посол Австрии в Москве, барон Зигмунд фон Герберштейн издал книгу «Записки о московитских делах», к книге прилагалась и составленная им карта Московии или, иначе, Великой Татарии. Одной из достопримечательностей карты, тотчас привлекавшей внимание, было изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. Располагалось оно на карте неподалеку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан. Известно, что австрийский посол не один год (в Москве он с 1517 и с 1526 года) посвятил изучению истории Золотой женщины. Он долго добивался встречи с Семеном Курбским — одним из предводителей московской рати, в 1499-1501 годах посланной на завоевание Югорской земли, и многие часы беседовал с ним, изучая легенды народов ханты и манси. После этих бесед на иностранной карте в районе современных Югры и Ямала и появился первый объект «Золотая Баба». А в тексте самих «Записок» находились удивительные сведения: «За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Рассказывают, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». Еще барон упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние Золотой Бабы в ее святилище: «Будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».

Золотую Бабу помещали на картах Московии англичане А.Вид и А.Дженкинсон, который, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются». Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом — в связи с христианизацией этих мест — ее перенесли за Урал?

В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь как центр борьбы с язычеством. Всюду разыскивали, изымали, безжалостно сжигали «шайтанов» — деревянных кукол, божков в мехах. В Тобольскую консисторию жалобы священников, что их прихожане, выйдя из церкви, несут подарки своим «шайтанам». Была составлена «Инструкция Кондинской миссии», которая требовала от миссионеров искать богопротивного идола — Золотую бабу, которой поклоняются местные жители... В начале XVIII века православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник, а потом миссионер Г.Новицкий, что Золотая баба находится в районе р.Конды. В 1712 году он начал энергично её разыскивать, 10 лет скитался по Конде, пока не был убит людьми, оберегающими святыню. Он так и не успел дописать свою книгу «Описание о народе остяцком».

В 1757 году среди тайной переписки Тобольской консистории появился донос на крещёных хантов - Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. Они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу - "шайтану". Были они своеобразными уполномоченными по сбору дани для Золотой бабы. В 1862 году автор книги «Описание Западной Сибири» Ипполит Завалишин пишет, что Золотая Баба находится уже вблизи устья Оби. В 1904 году писатель К.Д.Носилов на Конде нашёл слепого старика манси Савву, который сообщил ему, что Золотая баба через их леса была перенесена верными людьми на север, за Обь (р.Казым или р.Таз) и что она выглядела следующим образом: "Голая баба и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, всё есть, всё сделано, как быть бабе".

Наиболее поздние упоминания о Золотой Бабе относятся, по преданиям, к стране Обдорской — Белогорью. В 1930-х годах, согласно одним источникам, последний раз святыню видели в тайном святилище кызымских ханов — в бассейне реки Обь. По другой информации — ее видели также в Югории, но 30 лет спустя, т.е. в 1961 году...

Кажется, раз история реликвии относительно хорошо прослеживается на протяжении столетий, то отыскать ее ничего не стоит, благо и размеры, и немалый вес статуи делают поиски вроде бы несложными. Может, так и было бы, если бы... речь шла о банальном произведении искусства или просто золотой банковской ценности. Нет, в данном случае мы имеем место с символом, который целые народы и поколения охраняли, почитая выше собственной жизни и жизни собственного рода. Запугать или подкупить такую охрану было невозможно...

 

SeverNash.ru

 

Продолжение следует…

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи