Куда исчезла Золотая Баба и где её искать?

30 ноября, 11:14 Комментариев: 0

Источник: Не указан

Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми. На карте Вида она находится уже в Обдории (Abdoria), на запад от Оби. Наконец, ее располагают восточнее Оби. Перемещение идола с запада на восток — факт несомненный, связанный с христианизацией. И, возможно, уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на старинных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия. Судя по современным статьям, один из возможных дальнейших путей Золотой Бабы на северо-восток прослеживается следующим образом: берег реки Казым — Тазовская губа — горы Путорана на Таймыре. Дикие, совершенно необжитые места к северо-востоку от горы Камень, оказались самыми подходящими для хранения уникальной древней скульптуры. Манси говорят: «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

 

На север или на восток увезли реликвию и где она сейчас? Вариантов множество, и каждый подкрепляется мифами, легендами, историческими фактами, доводами или просто догадками. Версии перечислены по географическому признаку — с запада на восток:

 

Москва

Возможно, реликвию давно нашли и вывезли в центр страны? Или — еще сложнее… В своей книге писатель Вадим Панов «дописывает» историю Золотой Богини, относящуюся к нашему веку: «А в начале. Третьего тысячелетия случилось то, что ранее казалось невозможным — Золотая Женщина покинула свое древнее убежище и очутилась в одном из самых циничных и совсем не волшебных городов мира — в Москве…». Зачарованный Золотой Богиней автор развивает теперь уже выдуманную им историю, «в которой причудливо переплелись судьбы множества людей — от сыщиков экстра-класса до простых олигархов, от мистической хозяйки Москвы — до шаманов, приоткрылись многие тайны далекого и близкого прошлого, а главное, оказалось, что волшебниками не рождаются, ими становятся. Вернее, не волшебниками — Искусниками». В аннотации к «Сказу про Гончара и Золотую бабу» Панов говорит: «Кто-то называл ее Богиней, кто-то — Золотой Бабой, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к Тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб и тысячи безвестных охотников за удачей. Многие века пропадали без вести авантюристы, осмелившиеся прикоснуться к тайне золотого изваяния Великой Матери, но она открывалась лишь тем, кого выбирала сама…». В книге автор много внимания уделяет описанию самой богини и поиску аналогий с другими древними женскими божествами,  путям её передвижения с Запада на Восток, связанной с ней мистикой и реальными историями тех, в чей судьбе, так или иначе, была встреча с Золотой богиней тишины и покоя.

 

Северная Двина

Об этом месте вспоминают, когда речь заходит об истории викинга-разбойника Торира Собаки. Самое первое упоминание об золотом идоле содержится в скандинавских сагах, когда в Х веке о ней проведал знаменитый скандинавский разбойник с характерным прозвищем. В то время Золотая Баба «сидела в глухом лесу на кургане, держа на коленях большую чашу…»

 

Помоздино, республика Коми

В 2007 году Артур Артеев («Сыктывкар-Космопоиск») разузнал еще один интересный факт о Золотой Бабе. Возможно, тайну нынешнего местонахождения Золотой Бабы знают в усть-куломском селе Помоздино восточнее Сыктывкара. До сих пор время от времени появляются «совершенно достоверные сведения» очевидцев, точно знающих, где хранится Золотая Баба. Ее по-прежнему продолжают искать. И всегда эти поиски сопровождались мистическими событиями.

Оказалось, что тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор вышедшей недавно книги «Клады ГУЛАГа» Альберт Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей (Соловки, Воркута, Норильск)… В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным. Так Александр Афанасьевич невольно узнал места захоронения семидесяти пяти кладов на территории бывшего Советского Союза. В том числе он услышал и про тайну Золотой Бабы. Свои записи Александр Афанасьевич завещал врачу и кинорежиссеру А.Мартыненко, который и написал эту книгу.

Впервые о Золотой Бабе Александр Афанасьевич услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от одного заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Как тот рассказал, в одном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов. Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Идол этот был литой и очень тяжелый. Когда коми народ начал принимать христианство, то самые уважаемые коми шаманы собрались на совет и затем спрятали золотую богиню, а чтобы место не потерялось, решено было, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Золотую богиню время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все шаманы были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Нарушенная преемственность веры привела к тому, что судьба золотой богини стала легендой.

В 1930-1940-е годы, находясь в лагерях на территории Коми края, Александр Афанасьевич много раз слышал о Зарни Ань от местных старожилов, но никто не мог точно сказать, где она спрятана. Однажды, вскоре после войны, Александр Афанасьевич оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань, и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки. Чтобы утешить пациента, Александр Афанасьевич пообещал передать эту тайну кому-нибудь достойному. Мальчик сказал, что на свободе у него остались только младшие братья и сестры. И тайну нужно попытаться передать им. Он назвал имена родных и сказал, что его самого зовут Михаил Игнатов. И что сам он и вся его родня родом из села Помоздино. После этого Михаил рассказал про место, где хранится идол. Но проблема была в том, что большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат была основана на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор с Михаилом Игнатовым на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. Александр Афанасьевич потерял след мальчика… Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

Автор книги, разбирая записки врача, долго ломал голову, стараясь что-либо понять в народной коми астрономии и мерах длины. Следы ведут на Полярный Урал — это все, что он смог определить. Как нам удалось установить, в селе Помоздино среди репрессированных был и некий Михаил Игнатов. Впрочем, фамилия эта в районе распространенная. Если принять описанный случай за быль (а почему бы и нет?), то нужно найти в Помоздино родственников репрессированного Михаила Игнатова. Возможно, как пишет Артеев, этот Игнатов как-то все-таки передал им тайну веков. Но, с другой стороны, мало шансов, что тайну раскроют непосвященным…

 

Кировская область или Пермский край

Поляк М.Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях» пишет: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба…»

 

Северный Урал

Вероятно, это самая популярная версия. Действительно, если реликвию везли, перепрятывая все дальше на восток и на север, то рано или поздно беглецы должны были упереться в Уральские горы. Которые сами по себе позволяют скрыть все что угодно. Если статую спрятали в североуральской пещере, то искать ее можно очень долго…

 

Север Свердловской области

Эту версию несколько раз проверял «Космопоиск». В данной гипотезе есть неоспоримое предположение о том, что любое место, где бы ни хранилась эта величайшая святыня, должно было бы охраняться как зеница ока; и именно на территории Ивдельского района на самом севере Свердловской области и существует такой район, наиболее охраняемый от посягательств каких-либо поисковиков и случайных путников. Речь идет о так называемой Горе мертвецов, месте, куда простым смертным путь заказан. Если учитывать, что в Горе мертвецов есть достаточное количество пещер и подземных полостей, а также то, что слишком много людей, рискнувших отправиться в эти края, погибли при странных обстоятельствах, то картина идеально охраняемого убежища для святыни готова! Но история исследований Горы мертвецов — это, что называется, совсем другая история…

 

Устье Оби, Ямало-Ненецкий округ

Знаменитый фламандский картограф Г.Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби — это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.

 

Ханты-Мансийский округ

Как утверждает некоторое чиновное окружение, отвечающее за Югорский губернаторский пиар, местные народы якобы ничего не знают о Золотой бабе. Надо сказать, что сами народы ханты и манси, получили первую «мировую» известность благодаря именно этой Золотой Женщине.

 

Калтысинские Юрты Ханты-Мансийского округа

У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась, в представлениях манси Калтась — Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума. У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква — Богиня солнца, и Най-Эква — Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая Баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре — красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В мифологии манси коса божества (как женская, так и мужская) — олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни… Однако директор Березовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калтащ). Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. Музейный работник обращает внимание: «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня»…

 

Окрестности поселка Юильск Ханты-Мансийского округа

Что бы там ни говорили, но ханты и манси верят, что Казымская богиня (иногда ее называют Золотой Женщиной или Золотой Бабой) определяет судьбу человека, и по преданию, «постоянным местом жительства» этой самой Золотой Бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым (примерно в 270 км к северу от Ханты-Мансийска). Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Там Золотую Бабу искали давно и продолжают искать до сих пор, и всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. В 2001 году в статье «Заклятие Золотой Бабы» Василий Дятлов рассказал загадочную историю о реставрации статуи легендарной Казымской Богини, часть которой приводится ниже:

«К екатеринбургским реставраторам обратились сотрудники Ханты-Мансийского краеведческого музея с заурядной, казалось бы, просьбой: восстановить древнюю деревянную скульптуру, найденную сорок лет назад в районе поселка Юильск. Но прежде чем согласиться, екатеринбуржцы долго колебались: двухметровая, почерневшая от времени статуя изображала легендарную Казымскую богиню — божество хантов и манси, с именем которой связано много загадочного и трагического. Согласно преданию всякий, кто потревожит покой богини, может поплатиться за это жизнью и здоровьем. Факт остается фактом: все попытки использовать „Юильского идола“ в „просветительско-атеистических целях“ заканчивались такими странными историями, которые заставили призадуматься даже закоренелых скептиков. Именно поэтому екатеринбуржские реставраторы, не стесняясь своих суеверий, прятали изваяние от глаз посторонних, и старались как можно меньше говорить об этом „экспонате“…

Многие верят, что проклятие Казымской богини в силе и до сих пор. За год до написания статьи Василием Дятловым, в Ханты-Мансийске в местном краеведческом музее по личной просьбе губернатора Александра Филиппенко была устроена выставка предметов, связанных с Казымской богиней. Выставка закрылась, так и не успев принять первых посетителей. Смотрительницы начали жаловаться друг другу на резкое ухудшение самочувствия, разлады в семьях, а потому решили написать письмо губернатору с просьбой не открывать выставку. Женщинам не поверили, прислали бригаду медиков, которые, осмотрев их, зафиксировали у всех повышенное давление. Все, кто в те дни заходил в здание музея, сразу начинали ощущать необъяснимую тяжесть и желание поскорее выйти на воздух. Выставку свернули, но неприятности не закончились. Проблемы начались у самих устроителей выставки…

 

Тюменская область

Некоторые эзотерики указывают на прямую связь Тюменской области с Тибетом. По их мнению, Золотая Баба, вероятнее всего, „в одном из своих воплощений“ — тибетская богиня бессмертия, выражающая извечную суть бодхисатвы (буквально — „существо, стремящееся к просветлению“), одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды… В начале декабря 2007 года тибетский лидер Далай-лама не только призвал верующих молиться за то, чтобы его следующее воплощение произошло в России, но и заявил, что «в следующем воплощении он может быть женщиной». Учитывая при этом, что согласно буддийским канонам, Далай-лама считается воплощением Будды, получается, что Будда воплотится в женщине, живущей в России и идущей по пути просветления. Через несколько дней Далай-лама выступил с другим сенсационным заявлением. Сначала он сообщил, что вопреки традиции, укажет своего преемника еще до своей смерти, а потом решил провести референдум о том, стоит ли ему вообще перерождаться. Если большинство проголосует «против“, то, по словам тибетского лидера, он готов прервать шестисотлетнюю традицию реинкарнации Далай-лам». Кроме того, эзотерики говорят, что Тюменская область (в России это регион № 72) находится под знаком Богородицы, а 72 согласно древнему учению Каббала — это число Бога творящего. Под Богом, творящим, в данном случае, подразумевается Царица Небес (Богородица), отображением которой и является число 72. Такое вот сложное доказательство причастности Тюменской области к женщине-преемнику Будды и женщине-Богородице, и, как делают вывод эзотерики, следовательно и женщина Золотая тоже должна быть здесь… Только насколько это верно? Неизвестно…

 

Плато Путорана Красноярского края

В I960 году журнал «Вокруг света» поместил статью об этом таинственно исчезнувшем божестве. Один из авторов статьи, Л.Теплов, пишет: «Но если немного продолжить по карте путь, который проделала Золотая баба аримпасов, убегая от новой жизни, неумолимо наступающей на её дикие владения, то линия упрется в место, которое, кажется, самой природой приготовлено для сокрытия кладов. Это мрачные безжизненные горы Путорана на Таймыре, за нынешним индустриальным Норильском. Там до сих пор есть места, где не ступала нога человека. И, может быть, там, в пещере, которую уже никто из живых людей не помнит, вместе со своими трубами на истлевших мехах лежит гигантская драгоценная матрёшка — безмолвный свидетель тысячелетней истории нашей земли, игрушка мрака, который ушёл навсегда».

 

            Вся Россия

«Возможно, символ Золотой Бабы, символ Богородицы, символ Матери так впитался в нашу историю и нашу жизнь, что его и невозможно не только найти, но выделить один конкретный участок нашей необъятной Родины. И тогда Золотой Бабой можно будет назвать и Родину-мать на Мамаевом кургане, и Родину-мать на плакатах, и вообще, всю Родину-мать, всю Россию, непостижимым и неотъемлемым символом которой и является обожествленная женщина», — говорит руководитель «Космопоиска» Вадим Чернобров.

«Почему эту реликвию так самоотверженно хранили люди? Как смогли эти бесхитростные радушные и добрые охотники и рыболовы с неожиданным упрямством и ловкостью из века в век обманывать завоевателей и сохранять свою святыню от жадных рук? Может, и не было самого божества, а был лишь символ? К такому простому выводу трудно прийти сидя в удобном кресле, но когда из года в год в экспедициях походишь по труднопроходимым болотам и тайге, поговоришь с добродушными аборигенами, все больше и больше убеждаешься, что в этой истории — не все так просто (в общем-то простая гипотеза пришла в голову лишь в экспедиции „Космопоиска“ 2006 года). Или наоборот, все гораздо проще, чем хочется верить алчным охотникам за золотом… Искали ведь золото, а золота — не было изначально! Золотая Баба или ее многочисленные символы никогда не были золотыми изделиями, добродушные люди ценили их больше себя и своей жизни, ценили больше, чем могли ценить цельнолитые золотые изваяния люди „западной цивилизации“. Испорченные „золотым тельцом“ дельцы, конечно же, легко поверили в то, что символ Матери-родины можно измерить в килограммах. Да что в килограммах — в тоннах золота! Им, алчным, жадным проходимцам не понять простой и бескорыстной любви к Родине. Людям, не познавшим любовь, не объяснишь ее сути… Все просто? Не было никакой статуи из благородного металла. Была, есть и будет только любовь к матери и любовь к Родине. И будет эта любовь жива и будет она недоступна для пришлых завоевателей, которым вовек не понять нас, и будут думать они, что „килограммы золота“ вновь ускользнули от них в самый последний момент…»

 

Окончание следует…

 

SeverNash.ru

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи