Саамы – дети природы

4 апреля, 15:50 Комментариев: 0

Источник: mininarod.ru

Генетические исследования ученых, проводимые в последнее время, помогли выявить тот факт, что у современных саамов есть некоторые общие черты с древним населением Атлантического побережья, причем ледникового периода.  Сегодня это берберы и баски.  Надо сказать, что саамский язык долго контактировал с группой прибатийско-финских языков, например, с финским (в большей степени), а затем с русским языком и со скандинавскими.  Саамы, жившие на Кольском полуострове, представляют собой абсолютно самостоятельную этнографическую группу. Эту группу называют лопарями или Кольскими саамами. Данный народ называют «дитя природы», ведь он долго сохранял свой традиционный образ жизни, не формировал огромной империи, не воевал, не угнетал других народов и селений, а жил полностью своей уникальной жизнью, которую можно назвать постоянной борьбой с силами природы. Саамы занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, они ведут полукочевой образ жизни, который за последние десятилетия превратился в оседлый.

В первом тысячелетия н. э этот народ был вынужден мигрировать дальше на север, так он спасался от натиска карело-финнов. В конце концов, саамы вышли к берегу Северного Ледовитого океана, именно там они заняли территорию своего сегодняшнего проживания.

Саамы Кольского полуострова впервые контактировали с восточными славянами в XI столетию. В XIII восточная область полуострова стала частью Новгородского государства. Где-то в XV столетии образовались первые русские поселения (постоянные) на Терском берегу. В 1478 году после присоединения Москвы и Новгорода весь юг Кольского полуострова стали населять русские, а вот саамы заняли западные и северные территории. Центром данного региона стал город Кола, основанный примерно в середине XVI столетия.

Диалекты саамского языка

Происхождение языка саамов до сих пор вызывает многочисленные споры. Некоторые ученые говорят, что в глубокой древности предки современных саамов говорили на неизвестном сегодня языке, близком праприбалтийско-финскому, а потом произошло сильное влияние других языков соседних государств, например, финно-угорских. Надо сказать, что фонология и фонетика саамских языков характеризуется большой сложностью. Кстати, саамские языки относятся к определенному подразделению финно-угорской группы уральской языковой семьи. Однако данный язык стоит здесь немного обособленно, ведь треть субстратной лексики не нашла никаких соответствий в финно-угорских языках, именно поэтому некоторые языковеды отнесли его к третьей группе уральских языков. В лексике саамов заметны заимствования из германских, самодийских, прибалтийских языков и даже русского.

Саамский язык как основа распался еще много веков назад. Сегодня ученые насчитывают десять различных диалектов. Это западные (часть Финляндии, Швеция и Норвегия) и восточные (другая часть Финляндии и Россия). Между этими диалектами образовались такие огромные различия, что даже взаимопонимание среди народов было сильно затруднено, так что финские языковеды разделяют их и считают отдельными языками.

На территории России распространены в основном четыре диалекта и ряд говоров. Что касается диалектов, то это нотозерский, кильдинский, иоканьгский и бабенский (Аккала). А вот письменность основана на русской графике. Если говорить о всех саамах (то есть и о скандинавских, и о русских), то в их языке насчитывается 55 диалектов.

Надо отметить, что саамы издавна считаются полукочевым народом. До ХХ столетия они не знали оседлости. Зимой жили на постоянном месте, а летом передвигались небольшими группами или целыми общинами.

Жилье саамов

До начала ХХ века саамы жили в погостах. Зимние погосты использовались с декабря и вплоть до марта, а иногда и апреля, в местах, где были угодья, богатые на олений мох. Затем, в остальной период года, западные группы саамов переселялись на промысловые участки, держась родственных связей. В то время как восточные группы, переезжали к летним погостам, держась всей общины.
Вежа – зимнее традиционное жилище саамов. Строилось из бревен, в виде пирамиды с четырьмя или шестью углами и потолком высотою в 2,5 метра над землей, с отверстием для дыма. Площадь такого строения – 3 на 3 метра. Твердый каркас покрывался шкурами оленей или же плотной тканью, вымощенной сверху корой, дёрном или хворостом. В середине жилища строили очаг из камней, дым от которого выходил в, уже упомянутое, отверстие в потолке, а на пол также стелили оленьи шкуры. Вход в вежу делали с южной стороны.
Зимние погосты размещались на центральной территории Кольского полуострова, как раз там, где тундра граничила с лесом, и чтоб неподалеку был водоем. Когда охотится уже было не на кого и пастбища истощались, что происходило каждые 20 или 30 лет, погосты переносились на другое место.
Уже с XIX века, вежу вытесняет, тупа – постройка из сруба, площадью около 13 квадратных метров и двухметровой высотой, с маленькими окнами, иногда несколькими, плоской крышей, обложенной дерном и землей. Очаг уже располагался не в центе, а в углу у входа, сделан был из камней, обмазанных глиной. Начинает появляться мебель, пока только самая простая.
Когда саамы кочевали, они пользовались переносным жилищем, которое называлось кувакса – конусоподобное сооружение из деревянных шестов, соединенных вершинами. Такие каркасы натягивались чехлами из парусины, бересты или оленьих шкур. Костер в куваксе разводили в центре. В таком сооружении обычно жила одна-две семьи.
Уже в начале ХХ века многие саамы перестали строить свои традиционные жилища, на их место пришли русская изба и немецкий чум.

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи