Алеуты

16 апреля, 14:13 Комментариев: 0

Источник: mininarod.ru

Во что верили алеуты

Для алеутов традиционное верование – это анимизм, что означает «дух» или «душа». Это некое представление о жизненной силе души, о существовании злых и добрых духов, а также их непосредственном влиянии на жизнь людей. Очень почитаемы были духи предков, изображения которых, выполненные из птичьих шкурок, дерева, кости и камня, передавали по наследству как личные амулеты. Духи-покровители делались в качестве деревянных масок, которые надевали, как правило, во время обрядов, точнее плясок.

Шаманство, где присутствовали представления о различных мирах, было также распространено среди алеутов. Костюм шамана, как и у некоторых других народов Сибири, олицетворял птицу. Кроме шаманства и анимизма существовала и охотничья магия, которая заключалась в специальных охотничьих запретах, в обрядах по вызыванию зверя и в ношении амулетов, оберегающих владельца.

Уже к концу 18 столетия алеуты были быстро обращены в православие, испытав на себе огромное влияние русской культуры. Было распространено двуязычие и школьное обучение. Стали появляться религиозные книги, которые постепенно переводились на алеутский язык. Кстати, некоторые аборигены даже стали миссионерами. В настоящее время алеуты все еще остаются твердыми приверженцами православия, а их религиозные обряды выполняются на алеутском и русском языках.

Например, обряд погребения, при котором умерших хоронили в положении сидя. Среди скал делали небольшие углубления, где и размещали родовые погребения. В могилы складывали орудия труда и оружие покойного, посуду, личные амулеты, ритуальные маски и другие предметы, которые, по мнению алеутов, обладали магическими и сверхъестественными свойствами. В могилы к знатным людям клали даже их рабов. Всех умерших обязательно бальзамировали.

Фольклор алеутов

Фольклор, к сожалению, изучен недостаточно, и фундаментальных исследований никогда не велось. Существует много сказок, бытовых рассказов, героических повествований и эпосов, богатырских сказок, песен, рассказов о древних преданиях и обычаях, поговорок и самых разных загадок. В основе большинства подобных сказок лежат мифологические сюжеты.Самыми распространенными мифами были рассказы о духах животных, являющиеся покровителями, и этиологические предания, которые объясняют причину формирования и возникновения тех или иных явлений, о бессмертии людей (первоначальном), о происхождении людей (будто бы мы появились от собаки, упавшей с неба) и т.д. Героический эпос состоял из рассказов о походах групп алеутов с востока на запад, о родоначальниках, о кровной мести, которая приводила к жестоким войнам, а также из преданий о борьбе с жестокими людоедами, об основном переселении жителей с материка на прибрежные и отдаленные острова и т.д.

Бытовые повести рассказывают нам о путешествиях и поездках на промысел; предания – о сбежавших алеутах, которые скрываются от русских в далеких путешествиях и в страшных пещерах; сатирические сюжеты повествуют, например, об охотнике, который умер от обжорства внутри огромного кита. Стоит отметить, что во многих сюжетах отражаются типичные родственные и семейные отношения. Это ревнивая жена или неверность мужа, враждебные отношения шурина (брат жены) с зятем, сожительство главного героя с супругой двоюродного брата и многое другое.

Был очень развит песенный фольклор. На всех праздниках под звуки бубна мужчины воспевали свое удальство в промысле, подвиги предков, ловкость и умелость в управлении лодками. Во время исполнения сказок, обрядовых действий и игр пели под аккомпанемент щипковой цитры мечевидной формы имеющую много струн, которую позже заменила гитара.

Социальная жизнь и семья алеутов

Уже в середине 18 столетия население каждого отдельного острова или какой-либо группы островов было самостоятельным территориальным объединением со своим диалектом и, конечно же, названием. Историки предполагают, что это были племена, которые состояли из родовых общин, связанных кровнородственными отношениями. Во главе каждой родовой группы стоял так называемый тоён. Тоён получал большую власть или по наследству, или он просто избирался. Его главными обязанностями были политические и торговые связи, различные судебные дела, контроль и охрана лежбищ морских животных, обслуживание других угодий. Будучи военным главой, у вождя имелись экономические преимущества, но лишь после торговых сделок и военных походов. В обычные дни и в обычной хозяйственной деятельности у него была равная с остальными доля.

Помимо вождя каждую родовую общину возглавлял также так называемый совет старейшин. Известно, что существовали родовые общинные дома для проведения праздников и важных собраний.

Алеуты держали также рабов, которые в основном были их военнопленными. Рабы принимали участие как в войнах, так и в повседневной хозяйственной деятельности. Раба могли отпустить на свободу за хорошую работу или за храбрость на поле боя.

Сохранялись традиционные нормы и правила, связанные с групповым браком. Этот вид брака заключался в следующем: определенная группа мужчин была потенциальными супругами группы женщин. Нормальными считались браки, заключенные между двоюродными братьями и сестрами; многомужество и многоженство; гостеприимный гетеризм, когда муж давал свою жену на ночь своему гостю; авункулат, когда дядя по матери покровительствовал в отношении своих племянников.

В XIX столетии подобного типа родовые общины распались. А обряды венчания и сватовства исчезли.

Фото с сайтов: etnic.ru, vokrugsveta.ru, servis-ug.ru

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи