Малые Корелы – музей деревянного зодчества и народного искусства

10 августа, 16:57 Комментариев: 0

Источник: severnash.ru

Само название «Малые Корелы» рассказывает нам об истории этого места: некогда, в XVII веке, в ходе русско-шведской войны западная Карелия стала принадлежать шведам, и десятки тысяч православных карел начали стремительно покидать свою страну, и ушли на юго-восток: в Тверскую губернию, и на север, на побережье Белого моря и в низовья реки Северная Двина. Переселенцы, пришедшие в низовья Северной Двины, дали название двум деревням – Большие и Малые Корелы.

На территории музея шесть секторов. Каждый сектор представляет собой модель поселения с характерной для того или другого района планировкой и наиболее типичными постройками. В настоящее время сформировано четыре сектора: Каргопольско-Онежский, двинской, Пинежский и Мезенский. В них размещается порядка 120 памятников деревянного зодчества – это церкви, часовни, избы, амбары, бани, колодцы, мельницы. Строительство еще двух секторов – Важского и Поморского – еще только предстоит.


В Малых Корелах нашли свое отражение все грани богатейшей северорусской культуры, и в первую очередь это крестьянская архитектура: избы, хоромы, храмы, часовни, возводимые русскими плотниками при помощи одного лишь топора.

Живописные пейзажи, в которые вписан музей Малые Корелы, интереснейшие архитектурные памятники деревянного строительства Поморья, самобытные культурные традиции и обряды, проводимые музейными работниками, звучащие колокольные звоны - все это сделало музей любимейшим местом отдыха горожан и гостей города. Так познакомимся же и мы с «Малыми Корелами»!

 

В Каргопольско-Онежском секторе музея представлена древнейшая планировка поселений на Севере – свободная, или кустовая. Что это означает? Это означает то, что усадьбы свободно разбросаны, приноравливаясь к особенностям рельефа местности. Такое поселение (или группу мелких деревень) объединяет селький храм.

 

 В центре сектора возвышается Вознесенская церковь 1669 года постройки. Крыша церкви емеет форму куба, а кровлю венчают пять главок. Торжественность церки придает сказочное крыльцо. Чуть в сторонке от Вознесенской церкви стоит колокольня со звонницей (действующая!!!) 1854 года постройки, перевезенная из села Кушерека Онежского района. На звоннице подвешено пятнадцать колоколов самых разных размеров. И в праздники. И в выходные с нее несутся то торжественные, то веселые звоны.

Зодчество Русского Севера отличается от домов средней России – крестьяне на Севере, приспосабливаясь к суровому климату, выработали тип дома-двора,в котором под одной крышей собраны жилые и хозяйственные постройки. Рядом с домами размещаются различные хозяйственные постройки – амбары, бани, мельницы. Мельницы обычно образовывали небольшую группу, стоявшую в стороне от жилых домов.

Ну что же, пройдя по живописному переходу, протяженностью несколько километров, оставляя у себя за спиной красоту и величие Каргопольско-Онежского сектора, мы попадаем на территорию Двинского сектора музея «Малые Корелы».

Самой значительной постройкой сектора, несомненно, является Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетоемского района, построенная в 1672 году.

 

 

Выйдя за пределы Двинского сектора, скоро мы попадаем в Пинежский сектор, характерной особенностью которого является строительство банных и амбарных городков. Для Пинеги была характерна высокая плотность застройки, что придавло поселению обжитый вид.

Мезень – самая северо-восточная река Архангельской области. По ее берегам на большом расстоянии друг от друга разбросаны селения. Жители занимались земледелием и животноводством, а в низовьях р.Мезени – морскими промыслами. Экономя каждую пядь земли, крестьяне ставили дома тесно, зачастую на самом краю крутого берега. И чтобы обезопасить дома от сползания, берег укрепляли подпорами, на которых возводили амбары, бани, поленницы дров. Макет такого своеобразного поселения и был воссоздан в Мезенском секторе музея «Малые Корелы».

Кроме сохранения уникальных памятников деревянного зодчества Севера, музей «Малые Корелы» популяризирует богатейшую народную культуру Северного Края. Помимо возрождения колокольных звонов музей много сделал для развития современного народного искусства.

В «Малых Корелах» регулярно устраиваются фольклорные праздники, на которые съезжаются коллективы из всех районов области. Кроме того, в последние годы развивается еще одно направление – воссоздание цикла традиционных народных праздников. Цикл праздников обозначает  круговорот хозяйственной и семейной жизни крестьянской семьи.

Этнографический театр, работающий при музее, восстанавливает фрагменты того или иного праздника и разыгрывает их на площади и в избах: Николин день, рождество, святки, Крещение, Петров день, Масленица. Тысячи людей стекаются в эти дни в музей и становятся не только зрителями, но и полноценными участниками культовых мероприятий.

 

Текст и фото Ольга Кузнецова (Архангельск)

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи