Челюскин. Трагедия и триумф в Арктике

13 февраля, 14:35 Комментариев: 0

Источник: yamal.org

Мурманск. Август, 1933 год. Не успела в Советском Союзе отгреметь слава экспедиции на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», как вновь принято правительственное решение повторить арктический переход с запада на восток страны. Только на этот раз плавание должно быть совершено на новом пароходе «Челюскин». Судно как раз несколько месяцев назад сняли с судостроительной верфи Дании. Между тем, в порт Мурманск прибыл начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт.

Исследователя Севера назначили начальником экспедиции, и на борт судна он принимает 112 человек - моряков, ученых, строителей. Их цель - повторить поход «Сибирякова», тем самым закрепить возможность регулярного плавания транспортных судов по новой национальной магистрали, наметить планы обустройства арктической трассы. Так начинается сквозной рейс из Баренцева моря в Тихий океан.
В кратких информациях с полярных станций говорилось, что ледовая обстановка в Арктике в эту навигацию сложная и скопления льдов наблюдаются на многих участках Северного Ледовитого океана. На морских просторах начинается зима, а пароход «Челюскин» еще даже не прошел испытаний во льдах. Все понимали, нужно торопиться, оттого и вышли в море на пределе допустимой мощности. Во многих книгах об истории морского пароходства часто упоминается - корабль плохо слушался руля и при первых контактах со льдом получил незначительные повреждения. 

К слову, многие советские полярники спустя годы оставляют свои воспоминания в книгах, и интригующие детали легендарного похода по Северному морскому пути на «Челюскине» всплывают уже в нашем столетии. Леониду Селиверстову, ветерану северных походов, полярному капитану дальнего плавания, в 1934 году было пять лет, и уже тогда его отец, архангельский помор, с волнением рассказывал сыну о трагедии в Арктике. Сегодня Леониду Степановичу уже восемьдесят четыре года и он с упоением рассказывает о советских героях северных широт...
Несмотря на туманные перспективы плавания, начальник экспедиции Отто Шмидт и капитан судна Владимир Воронин держались уверенно, с оптимизмом. Больше или меньше недостатков и повреждений у «Челюскина», но борьба со льдами продолжалась. Экипаж держит курс на восток.
Первого сентября экспедиция на пароходе выходит в море Лаптевых, еще одна неделя - и судно в Восточно-Сибирском море. Ледовая обстановка резко ухудшается, а корабль продолжает свой ход и уже тихо движется вдоль Чукотского побережья. «Челюскин» все чаще в буквальном смысле вмерзает в дрейфующие льды. Полтора месяца судно то застревало во льдах, то на короткое время освобождалось, всё медленней продолжало свой путь. В ноябре 1933 года экспедиция достигла Берингова пролива и, по сути, формально можно считать, что главная цель практически достигнута - переход по трассе Северного морского пути в одну навигацию совершен. Ледовое плавание на этом закончено? Нет, огромная льдина, в которое вмерзло судно, не разрушилась, как того ожидал капитан Воронин. Направление ветра изменилось и «Челюскина» несет обратно на северо-восток в Чукотское море. Тем временем по радиограмме экспедиции предлагала помощь команда ледореза «Федор Литке». Однако, на «Челюскине» отказались, им хотелось самостоятельно завершить переход.

Ледовые поля все чаще смерзаются, нежели разрушаются. Отто Шмитд и Владимир Воронин понимают свою ошибку, но уже поздно. Ледорез «Ф. Литке» слишком далеко, теперь пароход «Челюскин» остается в море один - судно сковано льдом и зимовка неизбежна.
Три месяца продолжался ледовый дрейф в Чукотском море. В экстремальных условиях экипаж, члены экспедиции продолжают вести борьбу за жизнь. Команда часто устраняла течи, ремонтировала повреждения; научные сотрудники всё также продолжали вести метеорологические, гидрологические, ледовые наблюдения, а в море продолжала свирепствовать зима.
Развязка наступила тринадцатого февраля. Накануне стали ощущаться сильные подвижки льдов, давление на корпус корабля нарастало так, что моряки с керосиновыми лампами ежечасно совершали обходы вокруг корабля. В трагический полдень гигантские ледовые нагромождения с двух сторон навалились на судно, прозвучал сигнал тревоги...
Паники не было, все начали организованно выгрузку самого необходимого: продовольствие, одежда, топливо, научные документы. Отто Юльевич Шмидт послал в село Уэлен (Чукотский АО) радиограмму о бедствии, он докладывал спокойно, лаконично, словно выдавал очередную диспетчерскую сводку, ведь это был устоявшийся стиль работы экспедиции. А положение судна становилось критическим. Тринадцатого февраля 1934 года в пятнадцать часов пятьдесят минут пароход «Челюскин», быстро погружаясь носом, резко двинулся вперед и... навсегда ушел в воду Чукотского моря. На льду остались люди.
...Беспросветная мгла полярной ночи. Льдину несло по воле ветров и течений в неизвестность. Лишь утром четырнадцатого февраля пошли первые радиограммы. На Большой земле готовили план операции по спасению. 

Рассматривалось множество вариантов спасти команду. Полярников даже предполагали вывезти на собаках, но начинающееся половодье у берегов материка не позволило. Только пятого марта после нескольких неудачных попыток, над лагерем «челюскинцев» появился первый самолет. Дальнейшая эвакуация людей шла с переменным успехом. Штормовые ветра, туманы продолжали испытывать на мужество и терпение экспедицию еще целый месяц. Последний авиарейс был совершен тринадцатого апреля. Все живы и даже больше... 
По воспоминаниям полярника Леонида Селиверстова, на материк привезли шестимесячную девочку, назвали её Карина. Она родилась на ледокольном пароходе «Челюскин» в самом центре Северного морского пути. Малышка появилась на свет в Карском море, омывающем полуостров Ямал.

Марья Зулинова, 
ИА «Север-Пресс».

Подготовлено по личным воспоминаниям Л.С.Селиверстова и материалам его книги «В Арктике на парусниках и атомоходах».

Поделиться новостью

Комментарии (0)

Форма обратной связи